Перейти к основному содержимому

Электронные квитанции в Узбекистане — миф или правда?

· 7 мин. чтения

Закон и порядок.

Вопрос оплаты коммунальных услуг будет актуален всегда. Однако, вопрос комфорта и удобства обсуждается всё чаще и чаще — особенно с приходом в нашу жизнь технологий, электронных платежей и безналичного расчета.

Стоит ли доверять платежным системам и, главное, почему — расскажем в статье.

В 2017 году принято постановление Кабинета Министров от 14.09.2017 г. № 726 «О создании Единой биллинговой системы коммунальных услуг».

Биллинговая система выставляет счета потребителям и контролирует денежные средства на счетах, их зачисление и списание по действующим тарифам поставщиков коммунальных услуг. Также ее задача управлять счетчиками: активизировать или блокировать оказание коммунальных услуг потребителям.

С полным текстом документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан» по ссылке:https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/potrebiteli_perestanut_zapolnyat_kvitancii_na_kommunalku

На сегодняшний день все требования выполнены и благодаря этому, коммунальные услуги можно оплачивать через платежные системы и сайты поставщиков этих услуг.

Затем, в 2018 году, в соответствии с постановлением №825 13.10.2018 “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ”, все электронные квитанции приравниваются к бумажным.

(Подробнее: https://lex.uz/docs/3988246?query=%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE)

Что всё это значит?

  1. Все коммунальные услуги относятся к единой системе приема оплат — собственно, поэтому их можно оплачивать через платежные системы.
  2. Все электронные чеки приравниваются к бумажным, то есть, оплатив коммуналку через платежную систему, вы можете сохранить (или можете не сохранять — в Payme квитанции сохраняются прямо в приложении) квитанцию, при надобности — предъявить её как доказательство вашей оплаты.

Итог — всё законно, легально и одобрено со стороны Государства.

Назад в прошлое.

“Раньше было лучше” — не всегда уместная фраза. Давайте посмотрим, через что проходил среднестатистический потребитель до того, как появилась возможность оплачивать коммунальные услуги через платежные системы.

  1. Пользователь звонит в горячую линию поставщика тех или иных коммунальных услуг.

  2. Сообщает свой адрес – ему говорят его лицевой счет.

  3. Далее, пользователь идет в банк либо офис поставщика услуг, просит квитанцию для заполнения данными. Либо приходит в банк, сообщает свой лицевой счет, квадратуру дома, количество человек в семье и работник банка или ком.услуг распечатывает бумажку (тоже квитанцию) с указанными данными, принимает оплату и ставит печать. Один экземпляр остается у сотрудника, второй — у пользователя.

Как итог — очень много затраченного времени, очереди, потраченные на дорогу деньги, нервы, силы. Что нужно делать пользователю сейчас, чтобы оплатить коммуналку? Позвонить в горячую линию, узнать лицевой счет, ввести его при оплате через приложение и всё.

Также, в Payme есть возможность создать “Мой дом”, в который можно добавить оплату за все коммунальные услуги, отслеживая при этом баланс, хранить квитанции в одном месте и оплачивать за ВСЕ ком.услуги одним нажатием.

Как это сделано?

Мы разобрали вопрос с точки зрения легальности, с точки зрения комфорта, но что насчет технической стороны? Мы расскажем, как мы интегрировали поставщиков коммунальных услуг в наше приложение, что говорят сотрудники коммунальных служб и, наконец, почему электронные квитанции — это совсем не страшно.

Интеграция.

Поставщиков коммунальных услуг компания Payme интегрировала напрямую, работая на основании генерального соглашения с республикой. Со стороны поставщиков мы получаем данные о лицевых счетах, адресе, привязанному к лицевому счету, а также информацию о балансе. Получая данные, мы отображаем их в режиме реального времени по защищенному каналу в нашем приложении. Все оплаты коммунальных услуг, проведенные через наше приложение, доходят до поставщиков услуг, без взимания процентов и комиссии.

Как это работает:

— вы вводите ваш лицевой счет, который уже есть в базе данных поставщика, благодаря чему вы можете увидеть данные, исходящие из номера ЛС – адрес, баланс, регион, тип оплаты и так далее

— вписываете сумму оплаты

— нажимаете «оплатить» — средства попадают на ваш лицевой счет. В нашем приложении баланс и прочие детали отображаются через поставщика услуг. То есть, у нас нет информации о вашем балансе, мы получаем его через поставщиков и отображаем в том виде, в каком получаем. Да, разница бывает, но есть один маленький секрет. Если зайти в сам платеж и нажать на кнопку “Детали”, можно увидеть актуальный баланс, который отобразиться на основном экране чуть позже. Такая проблема возникает из-за большой нагрузки на сервисы поставщика, вследствие чего мы вынуждены временно сохранять в нашем приложении информацию о балансе и обновлять его через какое-то время, посылая запрос поставщику.

Если вам необходимо срочно увидеть актуальный баланс, вы можете оплатить минимальную сумму (500 сум) — баланс обновится.

Сотрудники поставщиков коммунальных услуг.

Мы обзвонили несколько инстанций, представляясь обычным пользователем, который только-только знакомится с миром платежных систем. Озвучивали свои страхи, недоверие и «что делать, если электронную квитанцию откажутся принимать?».

РЭС Мирзо-Улугбекского района, ответила оператор по имени Муниса:

— Да, электронные квитанции принимаются наравне с бумажными. Уже давно. Вы можете даже сказать, когда у вас спрашивают про бумажные квитанции, что у вас есть электронная. И если отказываются принимать, вы скажите, что есть закон о том, что можно принимать электронные. Вы имеете право требовать обоснования, почему они не хотят принимать ее.

Холодная вода, Шайхонтохурский район, оператор Алибек, успокаивающим тоном уверял меня в том, что электронные квитанции уже давно принимаются так же, как и бумажные. И если кто усомнится в достоверности данных, можно их попросить проверить оплату по лицевому счету – это их прямая обязанность. Конечно, всё не так радужно. В «Тошиссиккуввати» нам ответили, что иногда показания счетчика отличаются от того, что указано в приложении и поэтому, конечно же, безопаснее провести оплату по обычной – бумажной – квитанции. Однако, даже с учетом разницы отображения баланса, те деньги, которые вы оплатили через приложение — в любом случае дойдут до поставщика.

Ну и еще одно исследование.

Сотрудник, которому мы поручили опрос, пишет следующее:

“Я опросила своих знакомых от 22-25 до 50-60 лет. Спросила, какими методами оплачивают коммунальные услуги и почему.

Люди помладше, все, как один отвечали, что оплачивают через платежные системы. Кто-то – через Payme, кто-то – через Click и Apelsin. Большинство моих знакомых сказали, что пользуются Payme, но было ли это искренне или из солидарности ко мне – мы не узнаем.

Люди постарше (35-45 лет) разделились на две категории. Те, кто оплачивает через платежные системы и те, кто всё еще пользуется бумажными квитанциями. Первая категория людей – работающие люди, которые стараются идти в ногу со временем, выбирают комфорт и оперативное решение задач в своей повседневной жизни. Вторая категория – больше состоит из домохозяек, которые сидят дома и современные технологии им немного чужды. Роботам-пылесосам они предпочитают классические пылесосы, а вместо хранения денег на карточке стараются как можно скорее их обналичить. Люди 45-60 лет также разделились на две категории. Первая – идет оплачивать коммуналку традиционным способом – через бумажные квитанции, в банк. Вторая категория просто доверяет эти вещи молодому поколению – детям и внукам. Например, мой дедушка. Он уже лет 10 не оплачивает коммунальные услуги, потому что этим занимается мой дядя – 40-летний мужчина, через Payme.”

И наконец, квитанции.

Так как ответ на этот вопрос требовал технической грамотности, мы решили прибегнуть к помощи технического директора. Спросили у него, почему не стоит бояться потери электронных квитанций и где гарантия их сохранности.

И выяснили, что квитанции за оплату коммунальных платежей дублируются на 5 серверах, 2 дата центрах, а также происходит непрерывный лог транзакций и ежедневные бэкапы. Даже если пользователь сменит номер телефона (соответственно, аккаунт), но введет свой лицевой счет, все квитанции за оплату, проведенную через Payme, восстановятся на новом аккаунте.

Выводы.

Подводя итог статьи, мы можем сказать, что переход на электронную систему платежей проходит медленно, но уверенно. Главное — понимать, что ради создания комфорта своим гражданам, государство предусмотрело разрешение на электронные платежи, а платежные системы предусмотрели доказательства того, что эти платежи были совершены.

В довершение, хотим оставить здесь несколько отзывов от наших пользователей, потому что что, если не это, есть показатель доверия?

img alt img alt img alt img alt img alt